o_dysse_y (o_dysse_y) wrote in femunity,
o_dysse_y
o_dysse_y
femunity

Сага о пирожке и добровольном выборе женщины

А еще, размышляя о женской социализации, хотела рассказать про пирожок с саго. Это крупа, которую теперь, наверное, уже никто не кладет в выпечку, а в эпоху застоя эта начинка в покупных пирожках встречалась.
В нашем квартале была Домовая кухня - это магазин кулинарии и полуфабрикатов: квадратные блины, съезжавшие с круглого барабана, разрезал огромный плоский нож-маховик, жареный хек, весовой торт "Новинка", отварные овощи на винегрет, выпечка, бочковой кофе.
В тот день у меня не оказалось при себе денег, и подруга угостила меня злополучным пирожком. С саго. Когда я откусила первый кусочек, граничащий с начинкой, то поняла, что никакая сила в мире не заставит меня продолжать - ни голод, ни смущение перед подругой, потратившей на меня 5 копеек, ни вся моя собранная в комок сила воли (а я один раз съела в гостях под пристальным взором мамы болгарский кетчуп, и это для меня о сих пор самый яркий пример пищевого насилия) - в общем, я отчетливо осознала, что саго едой не является, никогда.
Можно было бы наверное, как-то сгладить ситуацию, объев со всех сторон пирожка тесто, но существовал риск попадания саго в рот, а плеваться едой, купленной на подругины деньги, было наверное, уже совсем не комильфо.
Поэтому я собрала всю свою решимость и сказала подруге, что саго я, судя по всему не ем, на что получила резонный, как мне тогда показалось, вопрос: "а зачем ты тогда согласилась его
пробовать?" А зачем, действительно? Единственный правильный ответ: чтобы решить, хочу я это или нет, не существует. Ни в детстве, ни многие годы спустя его нет в нашем арсенале. Уж если мы приняли что-то извне - все. Давимся, но едим.
Я вспомнила эту историю совсем недавно, и подумала о выборе.
Все, кто о нем говорят, имея в виду поманипулировать, по умолчанию представляют любой выбор, сделанный женщиной - добровольным, осознанным, имевшим равноценную альтернативу, безошибочным и не допускающим возможности передумать.
Ну и много ли таких выборов мы совершаем на практике? В городе два ВУЗа - пед и политех, родители, от которых девушка полностью зависима материально, не отпускают на учебу в другой город. Можно ли в таких условиях сделать добровольный осознанный безошибочный выбор? Вот.
А мы еще не смотрим, кто родители, какие дома условия, насколько девушка социализирована и сможет ли одна в 17 лет выжить в другом городе, работая и учась, хватит ли у нее сил послать папу-маму и жить самостоятельно. Сможет ли она учиться в педе-политехе и не пойдет ли в челноки, на рынок, мыть стаканы в Домовой кухне или полы в спортшколе ДОСААФ? Имеют ли ее выборы равноценную альтернативу?
И все, все вокруг говорят ей "выйди замуж, и все изменится. Это твой главный выбор". Она верит, потому что больше ей верить не во что, потому что близкие у нее только одни, и выбирает, и идет.
Тут-то и начинается самое интересное. Потому что ее ситуативный выбор из числа ограниченных возможностей моментально предстает окончательным выбором с полной ответственностью за него. Много лет спустя она вообще может столкнуться с идеей, что выбирала она тогда не между родительским домом и мужним, а вечную, неизменную и непростительную поддержку патриархата. Вместе с моим "любимым" - а чем ты раньше думала? не знала, ешь ли ты саго, и хочешь ли жить в браке? а кто знала?
Я думаю, что эта ситуация очень похожа на пирожок с саго, который нельзя ни съесть, ни оправдаться за то, что он не понравился. У нас вообще когда-нибудь было право просто принять неверное решение, отменить его, передумать? или мы все время давимся тем, что дают?

Tags: женская идентичность, размышления о феминизме, репродуктивное принуждение
Buy for 10 000 tokens
***
...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments