megaelephant (megaelephant) wrote in femunity,
megaelephant
megaelephant
femunity

Category:

Стиг Ларссон. Шведское и нешведское насилие над женщинами. Из дебатов об убийствах чести

Посмотрел американский фильм "Девушка с татуировкой дракона", ремейк шведского фильма, который на русский был переведен так же, а истинное его название "Мужчины, которые ненавидят женщин". Фильм был снят по первой части трилогии Ларса Ларссона. Фильм тяжел.
У него есть книга с Идрис Ахмеди и Сесилией Энглунд «Спор о чести: феминизм или расизм», которую я найти не смог. (если есть у кого, подкиньте).
Но нашлась небольшая статья.

[Прочитать]Юная девушка в Швеции. У нее вся жизнь впереди. Столько планов на будущее.
Столько интересов: конный спорт, собаки, уход за домашними животными. Она мечтает стать ветеринаром. Природа наградила ее эффектной внешностью, что позволяет девушке подрабатывать моделью в рекламе. У нее отношения с мужчиной намного старше ее, от которого она зависит. Но чтобы осуществить свои планы, ей нужно освободиться от этой зависимости. Ей нужно сделать шаг, заявить, что он больше не может за нее решать, что она сама управляет своей жизнью.
В течение долгого времени в ней накапливается недовольство ситуацией. Мужчина стремится контролировать каждый ее шаг. Ему не нравится, когда она общается с ровесниками. Он внушает ей страх. У мужчины криминальное прошлое. Он – часть международного преступного синдиката. Конечно, он в курсе, что в Швеции женщины сами вправе решать свое будущее. Но тогда он утратит свое влияние на ее жизнь. Так что он дал четко понять, что, если она не подчинится его воле, ее ждут неприятности. Он угрожает изуродовать ей лицо. Однажды он даже сказал, что убьет ее.
Осенью 2001 года между ними происходит ссора. Девушка набирается мужества и говорит, что им нужно расстаться. Она рассказывает о его угрозах друзьям. Мужчина недоволен. Он считает, что это унижает его мужское достоинство. Друзья мужчины дразнят его тем, что он не может справиться с женщиной. В конце 2001 года мужчина навещает женщину в домике на краю города, где она временно живет одна. Далее сложно точно сказать, что произошло. То ли женщина поддалась его уговорам или угрозам и добровольно встретилась с ним, или он пришел без приглашения. Но это не так важно. Важно, что во время визита он напал на нее.
Это было спланированное нападение, потому что при себе у него были орудия пытки. Несколько часов он подвергал ее пыткам с использованием электрошока и насиловал. Под конец задушил. Результаты судмедэкспертизы показали, что жертва отчаянно сопротивлялась.
Восстановив свою мужскую честь и получив удовлетворение от содеянного, преступник постарался избавиться от тела. Он позвонил родственнику, директору музыкальной компании, и сообщил, что ему нужна помощь. Вместе они уничтожили следы преступления, завернули тело женщины в заранее приобретенный брезент и собирались отвезти на лодке далеко в море и выбросить в воду, но им помешала ноябрьская погода, и они выбросили тело с плотика на глубину три метра.
Всего через пару суток тело обнаружила семья, прогуливавшаяся по берегу. Девушку звали Мелисса. Ее убили по адресу Маргаретелундсвэген в Экерсберге в ноябре 2001 года. Ей было двадцать два года. Убийцу звали Турбьёрн. Житель Стокгольма с криминальным прошлым и со связями в бандитских группировках. Ему было 37 лет. Три года он был ее «бойфрендом». Он был приговорен к пожизненному заключению, но счел приговор «несправедливым» и подал апелляцию.
Приятель Турбьёрна, который помог ему избавиться от тела, был осужден на два года за осквернение покойного.
Двумя месяцами позже произошло убийство Фадимы. Ее застрелил в Уппсале собственный отец. Убийство Фадимы, как и убийство Мелиссы, попало на первые полосы газет. Но журналисты очень по-разному освещали эти преступления. В случае с Мелиссой убийство описывалось в жанре классического криминального репортажа. Некоторые статьи больше похожи на бульварные романы. Их авторы подчеркивали красоту Мелиссы, сопровождая текст снимками из ее модельного портфолио. В статьях упоминалось, что она носила черные кожаные штаны и увлекалась сатанизмом и музыкой в стиле дет-метал.
Журналисты подчеркивали ее сексуальность, молодость и красоту, тогда как ее убийца должен был вызывать только ненависть. О нем писали, что он весит 140 кг и все его тело покрыто татуировками. В итоге читатель недоумевал, как они вообще могли быть парой. По сравнению с этой историей описания Фадимы были скупыми на слова, практически стерильными. Убийство описывалось как идеологический или религиозный поступок, против всех законов жанра криминального репортажа. Тем не менее легко можно провести параллели между ними.
В обоих случаях речь идет о красивых девушках, полных жизненной энергии и находящихся в зависимости от мужчин намного старше их: Фадима зависела от своего отца, Мелисса – от бой-френда. В обоих случаях мужчины хотели контролировать женщин, хотели, чтобы они оставались в их власти. Обе женщины мечтали о свободе. В обоих случаях пол и сексуальность играли важную роль. Обе девушки в течение долгого времени получали угрозы. Обе в конечном итоге были убиты.
Есть, конечно, и различия между двумя этими историями. Убийство Мелиссы, согласно решению суда и мнению СМИ, было жестоким и продуманным убийством, предваряемым пытками. Совершено оно было из ревности не совсем нормальным человеком. Убийце была невыносима мысль, что Мелисса может его бросить и строить свое будущее без него. Убийство Фадимы описывалось как «убийство чести», обусловленное национальными и культурными различиями. Отец Фадимы был против того, чтобы дочь сама выбирала себе дорогу в жизни, шла против отцовской воли.
Убийства, подобные убийству Мелиссы, в Швеции происходят довольно часто. В год статистика дает 15 – 20 таких убийств, сопряженных с угрозами и насилиями. Каждый год шведские женщины, спасая жизнь, прячутся у друзей в отдаленных деревушках или в центрах помощи женщинам (кстати, всегда переполненных), расположенных по всей стране – от Хапаранды до Истада.
Мы живем в стране, где требуются двести центров помощи женщинам, ставшим жертвами домашнего насилия. И нам хорошо известно, что только тысячная доля женщин, избитых мужьями и партнерами, обращается за помощью. И эти цифры не меняются от поколения к поколению. Бедные женщины не могут получить помощи у полиции или других представителей власти. Вопрос о правах женщин в этой связи весьма актуален.
Во время дебатов об «убийствах чести» особо подчеркивалось, что законы в мусульманских странах (в отличие от правового общества в Швеции) одобряют и защищают насилие над женщинами со стороны мужчин. Это систематическое насилие – а именно таким оно и является – не важно, направлено оно на профсоюзы, евреев или инвалидов, – рассматривается как «культурная проблема» в Швеции. Вопрос состоит в том, является ли это проблемой в ином, помимо юридического, контексте.
По закону бить женщин запрещено. И мужчину, совершившего подобное, ждет наказание. Но нет ни одного текста авторства шведского журналиста или эксперта, в котором убийство Мелиссы пытались бы объяснить с культурантропологической точки зрения. Они тратят время и энергию только на убийства с участием курдов, иммигрантов или мусульман, которых интересно сравнить с представителями иной шведской культуры. Разумеется, нельзя сравнивать насилие над женщинами в разных странах и говорить, что где-то оно лучше, а где-то хуже. Фадима и Мелисса были сестрами по несчастью.
Но культурантропологи часто приводят в свою защиту тот аргумент, что убийства шведских женщин редко поощряются семьей, друзьями и родственниками. Видимо, это различие привело к тому, что убийство Фадимы окрестили «убийством чести», а убийство Мелиссы – обычной шведской уголовщиной. Хотя это далеко не обычная уголовщина. В случае с Мелиссой, как это обычно бывает, насилие применяют члены семьи или ближайшего окружения, при этом поступок насильника поощряется и одобряется его собственным окружением. Иначе как можно объяснить то обстоятельство, что друзья мужчин, убивших своих жен или девушек, часто помогают им замести следы преступления и избавиться от останков? Тому есть много примеров.
Пару лет назад женщина была убита дома у хорошо знакомого полиции мошенника средних лет, известного под кличкой Граф. Когда его подруга после многочисленных ссор умерла на диване в гостиной, Граф не позвонил в «Скорую» или в полицию, а вызвал троих своих друзей, которые примчались по первому зову, чтобы помочь расчленить тело. После этого мужчины проехались по проселочным дорогам вокруг Руслагена и разбросали останки в разных местах.
А сколько шведов каждый день закрывают глаза на насилие, которое происходит у них под носом! Когда крики из соседней квартиры нарушают их спокойствие, они просто делают телевизор погромче. Это означает не что иное, как то, что насилие над женщинами воспринимается как приемлемое в обществе поведение. Мы не должны вмешиваться в частную жизнь соседей. И если она не хочет терпеть побои, тогда почему его не бросит?
А сколько нам приходится слышать в суде, что женщина сама спровоцировала ссору и что она виновата в том, что ее избили. «Жаль Бертиля: сколько лет он терпел эту ведьму, прежде чем его прорвало». Подобное говорили и о Мелиссе. Она одевалась сексуально, увлекалась тяжелой музыкой и сатанизмом, вела свободный образ жизни. Неудивительно, что ей достался такой парень. Может, ей хотелось острых ощущений? Может, она желала быть убитой?
....
Продолжение на magru.net
Tags: борьба с домашним насилием, женщины в мире, культура изнасилования
Subscribe
promo femunity april 17, 2017 12:00
Buy for 10 000 tokens
Сообщество FemUnity в Dreamwidth Страница FemUnity в Facebook Страница FemUnity в Вконтакте Открытая группа FemUnity Club в Facebook Сообщество menspeak в Dreamwidth Группа menspeak в Facebook Страница "Женская сила" в Facebook Паблик ВК "Женская Сила" Библиотека…
Comments for this post were disabled by the author