Alexa Tim (also known as Free Researcher) (freeresearcher) wrote in femunity,
Alexa Tim (also known as Free Researcher)
freeresearcher
femunity

Билеты к гендерному экзамену

Этим летом я поступаю в магистратуру Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе по специальности "гендерные исследования" и сейчас готовлюсь к экзамену по специальности. Я пишу ответы на билеты (список есть на сайте ЕГУ), выкладывая их у себя на сайте.

Возможно, кому-то пригодится. Ну и, конечно, принимаются дополнения с комментариями, я все-таки не специалист, а именно готовлюсь поступать.

Гендер и пол: биологические и культурные различия с точки зрения социально-конструктивистского подхода.

Если кратко, то пол это биологическая, а гендер – социальная категория. С полом рождаются, а гендер приобретают и гендер поддерживается во взаимодействии с другими людьми.

Пол это понятие, связанное с репродуктивной функцией человека: зачатием, вынашиванием и вскармливанием ребенка. Существует два четко выделяемых пола и они составляют абсолютное большинство: интерсексуальность, наличие “промежуточных” половых признаков, встречается сравнительно редко и, как правило, сопряжена с бесплодием.

К категории половых отличий можно отнести некоторое количество признаков, не связанных напрямую с репродуктивной функцией (например, борода у мужчин или в среднем более низкий рост у женщин), однако имеющих четкую физиологическую основу. В контексте медицинских исследований пол часто называют “гендером” (‘gender’ versus ‘sex’), однако в гуманитарном и психологическом знании такое обобщение неверно. Отличия, к примеру, в активности каких-нибудь ферментов печени у мужчин и женщин – половые, а не гендерные.

Гендер это понятие, которое появляется в результате комбинации трех факторов: половых различий (то, как устроено тело), полоролевых стереотипов (то, что люди думают о правильном мужском и женском поведении, облике и т.д.) и гендерного дисплея. Гендерным дисплеем называют множество повседневных актов социального взаимодействия, в ходе которых женщина или мужчина ведут себя сообразно своему женскому или мужскому гендеру.

В англоязычной литературе встречается понятие doing gender – “делать гендер”, выражать свою женственность или мужественность в жизни. Это понятие хорошо видно на примере транссексуальных женщин и мужчин – не получив изначально мужской или женской социализации, они учатся тем вещам, которые для остальных представляются “естественными” и которые остаются в большинстве случаев незамеченными. Правила вида “мужчины пожимают друг другу руки” или “женщина после мытья волос заматывает их в полотенце” (а мужчина даже с длинными волосами так не делает) – примеры гендерного дисплея. Его стоит отделять от более абстрактных полоролевых моделей – примерами которых служит “мужчина должен зарабатывать больше женщины” и “женщина лучше справляется с детьми”; полоролевые стереотипы проявляются не сиюминутно, а системно.

Поскольку гендера без гендерного дисплея и без полоролевых стереотипов не существует – говорят о том, что гендер социально сконструирован.
Tags: гендерные исследования, образование
Subscribe
promo femunity april 17, 2017 12:00
Buy for 10 000 tokens
Сообщество FemUnity в Dreamwidth Страница FemUnity в Facebook Страница FemUnity в Вконтакте Открытая группа FemUnity Club в Facebook Сообщество menspeak в Dreamwidth Группа menspeak в Facebook Страница "Женская сила" в Facebook Паблик ВК "Женская Сила" Библиотека…
Comments for this post were disabled by the author