kchaiya (kchaiya) wrote in femunity,
kchaiya
kchaiya
femunity

Categories:

Речь Шейлы Джеффрис о практиках красоты и мизогинии. Часть 1.

Оригинал взят у ulya_p в Речь Шейлы Джеффрис о практиках красоты и мизогинии. Часть 1.
Перевела: Марина Сорокина / Корректорка: little-kchaiya

Эта речь была произнесена Шейлой Джеффрис на Конференции в память об Андреа Дворкин 7 апеля 2006 года. Эта запись была подготовлена одной радикальной феминисткой,чей блог в данный момент более не функционирует.

Здравствуйте! Потрясающе оказаться здесь, быть приглашенной на эту памятную конференцию Андреа Дворкин, потому что, разумеется, ее политика и ее работы оказали огромное влияние на мою жизнь. В Мельбурне мы почтили ее память в серии семинаров, что я проводила в прошлом году, где тридцать пять женщин собрались вместе ради чтения ее книг, обсуждая, как много они значат для них: женщины обсуждали то, как их жизни были сломаны, и как чтение работ Андреа Дворкин излечило их от абьюза, и так далее.

Большая часть моей работы касалась порнографии, а теперь касается проституции, точнее борьбы с проституцией как с формой насилия против женщин. И работы Андреа о порнографии были чрезвычайно важны для меня. В Лондоне в 1977 году я участвовала в подготовке первой антипорнографической группы в Великобритании - Революционной Феминистической Анти-порнографической Группы Роста Самосознания. Да уж, не так-то просто произнести! Но к тому моменту, как я занялась подготовкой группы "Женщины из центрального Лондона против насилия над женщинами" в 1980 году, я нашла книгу Андреа Дворкин о порнографии, и это было чрезвычайно важным событием для меня.

Но, как бы там ни было, я подумала сегодня, что многие люди будут освещать работы Андреа о порнографии, и поэтому я сделаю кое-что немного другое - я обращу внимание на две ее более ранние работы, ее первые опубликованные работы. Это "Ненависть к женщинам" 1974 года, которую она писала за пару лет до этого. Это действительно ранняя работа, Андреа было 27 лет, когда она была опубликована, так что это еще и очень выдающаяся работа, если подумать о способности создать такую книгу в таком возрасте. Итак, я хочу обратить внимание на эту работу и поговорить о том, насколько вдохновляющей она была для меня во время работы над моей прошлогодней книгой "Красота и мизогиния". Этот текст был действительно очень важным для меня.

И я также хочу сказать немного о "Женщинах правого крыла", другой очень важной книге, кажется, 1977 года.

Итак, когда я стала феминисткой, в начале 1970-х, я не знала о "Ненависти к женщинам". Книга как раз должна была быть издана, но я не нашла ее в то время. Однако в Великобритании водоворот идей, которые Андреа Дворкин осветила в "Ненависти к женщинам", был тем мощным базисом феминизма, который я развивала. Лишь позднее я с благодарностью открыла для себя эти книги и смогла их использовать.

Итак, что является таким радикальным в "Ненависти к женщинам" - это то, что книга прямо выступает против садомазохистской романтики, создающей женственность и маскулинность и закладывающей основу для мужского доминирования. И когда я говорю о женственности и маскулинности, вопреки так называемому современному постмодернистскому сумасшедшему тренду, утверждающему, что вы можете выбирать и менять гендеры и так далее, - я понимаю женственность и маскулинность как поведение мужского доминирования в противовес женскому подчинению - женственности. Это вопрос поведения в иерархии власти, и я хочу прямо это подчеркнуть. Я не думаю, что гендер заключает в себе это определение, и впоследствии я пройдусь по всей идее гендера как такового.

В "Ненависти к женщинам" Андреа Дворкин довольно много говорит о практике бинтования ног. Вообще там есть важная информация об этой практике, но я считаю, что то, что она говорит о бинтовании ног, подходит так же и к обуви на высоких каблуках. И она пишет, что через деформирование женщины мужчина, цитирую:

“торжествует в ее агонии, восхищается ее уродством, уничтожает ее свободу; она станет для него сексуальным объектом, даже если он должен разрушать кости в ее ступнях ради этого. Грубость, садизм и угнетение выступают в качестве основного ядра романтического этоса. Этот этос - основа культуры, как мы ее знаем.”

Теперь я думаю, что это основной посыл "Ненависти к женщинам", и, на мой взгляд, это очень мощное высказывание, вы можете видеть здесь силу языка Андреа.
Идею красоты она анализирует в "Ненависти к женщинам" лишь как один из путей проявления ненависти к женщинам в культуре, где доминируют мужчины, и она обвиняет ненавидящую женщин культуру в смертях, жестокости и насилии над женщинами, и говорит, что феминистки ищут альтернативы - пути уничтожения культуры, как мы ее знаем, и перестроения ее так, как мы можем ее себе представить. Я думаю, слово “уничтожить” - сильное, подходящее, оно здесь ключевое. Мы говорим не о попытках подлатать культуру; и я попрошу вас сегодня подумать над тем, как нам уничтожить то, что иногда называют гендером, или, может быть, лучше сказать "половые роли". Нам определенно нужно уничтожить феминность и маскулинность. И это то, что книга Андреа призывала нас сделать. Мало кто говорит таким языком теперь. Сегодня подобные разговоры об уничтожении той культуры намного более редки, чем тогда, потому что мы живем в намного более консервативные времена. Мы все научились цензурировать наш язык, хотя бы немного. Андреа не делала этого: во всех своих работах она отказывалась заниматься самоцензурой. Необходимость разрушения этой культуры остается, однако я думаю, оптимизм начала 1970-х о возможности радикальных социальных изменений уже закончился.

В процессе подготовки моей последней книги "Красота и мизогиния" я искала феминистские работы, которые были бы ясны и недвусмысленны в вопросах вреда и необходимости уничтожения того, что считается естественными практиками красоты на Западе. И, к моему удивлению, их было очень сложно найти. Наверное, я переоценила размеры того, насколько такой вид радикальной политики, какая была у Андреа Дворкин и у меня в ранние 1970-е, был облечен в письменные труды. Андреа записала свои идеи, но когда я искала нечто настолько же радикальное о практиках красоты, я не нашла подобного. Единственная авторка со столь же сильной позицией, которую я нашла, была Сандра Бартки [Sandra Bartky], в конце 1970-х. Но больше ничего такого не было. Я не считаю здесь Наоми Вульф, ибо она была позднее, и не думаю, что ее книга была радикальной. Если вы желаете, мы можем это обсудить.

Андреа Дворкин видит практики красоты как применение обширных вредоносных действий к женским телам и жизням. Практики красоты, говорит она, не только являются потерей времени, дорогими, болезненными для самооценки, но и (цитирую):

“Стандарты красоты в точных терминах описывают отношения, которые женщина будет иметь со своим собственным телом. Они ограничивают ее мобильность (думайте о высоких каблуках, узких юбках), спонтанность, позу, походку, возможности использования своего тела. Они в точности определяют измерения ее физической свободы.”

И это является для меня ключевым моментом. Я сомневаюсь, что женщины могут быть творческими, изобретательными и создавать для себя образы нового будущего, если их тела полностью связаны и ограничены. Это очень важно для осознания. Практики красоты - не просто некоторый вид необязательного выбора, опция, но это фундаментальный конструкт того, кем является женщина и, следовательно, как она может представить себя, потому что эти практики ограничивают ее движения и создают поведение ее тела.

Практики красоты оказывают также психологическое влияние на женщин, говорит Андреа, потому что отношения между физической свободой и психологическим развитием, интеллектуальными возможностями и творческим потенциалом являются ключевыми. Она снова подчеркивает: наши возможности думать о чем-либо связаны с тем, как ограничены наши тела. Как и другие радикальные феминистки, критикующие красоту, она описывает широкий диапазон практик, которые женщины вынуждены применять для соответствия диктату красоты, и я собираюсь показать вам замечательную диаграмму из ее книги.



Это картинка из книги "Ненависть к женщинам" 1974 г., и вы можете видеть, сверху написано “Красота требует жертв”, что, несомненно, правда. “Почему женщины не сотворили великих произведений искусства?” - и ответ на это: “Потому что они сами - произведения искусства.” И здесь показаны способы, которыми женщины должны превращать себя в произведения искусства.

Андреа описывает происходящее так: в нашей культуре ни одна часть женского тела не остается нетронутой или неизмененной, никакая функция или орган не избежит искусственного воздействия и боли усовершенствования: волосы окрашены, налачены, выпрямлены, завиты, брови выщипаны, окрашены, глаза подведены, подкрашены тушью, тенями, ресницы завиты или накладные. С головы до кончиков пальцев на ногах, каждая черта женского лица, каждая часть ее тела - объект для модификации и деформации. И я помню, когда я впервые увидела эту диаграмму, она меня потрясла. Теперь я думаю, что мы упускаем? Но в тот момент, когда я впервые увидела ее, я подумала, что она очень полезна, потому что указывает на то, что женщины воспринимают как должное: экстремальные практики, которые они применяют к себе каждый день перед тем, как они выходят из дома утром и так далее. Так много женщин принимают их как должное, и очень важно выделить это, чтобы мы могли увидеть их.
Сегодня диаграмма должна быть дополнена более глубокими и вредными практиками, которые становятся популярными в наше время. Посмотрев на нее, мы увидим, что должно быть добавлено. Я подумала, интересно, что она включила сюда украшения пупка, подозреваю, что имеется в виду пирсинг, но в 1974 не так много женщин прокалывали себе пупок. Теперь от женщины ожидается, что она будет показывать пупок, и он будет проколот. Так мужчины могут получать садомазохистское удовольствие от женской боли и пирсинга, просто когда они прогуливаются по улице, едут в автобусе и так далее. Это очень важно.

Также здесь есть вульва [внешние половые органы]. Она лишена естественного запаха, выбрита и надушена. И сегодня да, полностью выбрита, потому что в западной культуре женщины делают бразильскую депиляцию для полного удаления волос. Думаю, в 1974 женщины просто сбривали немного по краям, кто знает. И лабиопластика, модная сегодня, когда пластические хирурги убирают половые губы, потому что женщины считают их неприглядными. Или от хирургов мы получаем объяснение, что они (половые губы) могут попасть внутрь в процессе полового акта, и это вызовет неудобство. И я думаю: боже мой, я была гетеросексуальной и я не помню, чтобы у кого-то была такая проблема! Возможно, половые губы немного “торчали” из купальника. Но почему бы нам не носить купальные костюмы, которые не создают такой проблемы? То есть, очевидно, лабиопластику также нужно добавить на эту диаграмму.

Ягодицы подтянуты специальным бельем. Помню, мои сестры и мать делали это, хотя я лично не носила такое белье. Но сейчас, конечно, от женщин ожидается, что они будут выдерживать сумасшедшие режимы тренировок, чтобы иметь плоский живот, и подтягивающее белье уже не одобряется, но все же иногда используется. Груди стянуты и увеличены хирургическим путем, сейчас это встречается намного чаще, чем в 1974, и сейчас, возможно, в моде кольца в сосках, потому что разрушение женского тела пирсингом сегодня - требование этикета.

Лицо сегодня было бы совсем другим, потому что сейчас проводится много рутинных косметических операций, которые почти приравнены к обычному макияжу. Женщины колют ботокс в лицо, чтобы парализовать мышцы - обычное дело, каждый месяц нужно это повторять и так далее. То, о чем я пишу в своей книге - это практики, используемые в 1974 году, и я использовала эти практики сама; то, что мы используем сегодня, намного более разрушительно, сейчас это идет под кожу, в кровь, это болезненнее и грубее, чем практики, используемые тогда.

Андреа также говорит, что “практики красоты очень важны для экономики” (конечно, это правда, хотя этому посвящено мало работ) и что “они - основа для дифференциации женских и мужских ролей, самая непосредственная физическая и психологическая реальность бытия женщиной”. Другими словами, они создают половые различия. Эти практики - очень вредные, болезненные, чрезвычайно дорогие, пустая трата времени, ограничивающие тело, влияющие на то, что женщины думают - они создают половые различия. Иначе как бы мы знали, кто наверху, а кто внизу? А это является ключевым для мужского доминирования, чтобы мы знали, кто наверху и кто внизу. Иначе система не будет работать. И Андреа объясняет это очень хорошо.

Что бы мне хотелось сделать сейчас - это раскритиковать то, что происходит в нашей сегодняшней культуре. Мне грустно говорить, что с тех времен ничего не изменилось, мы не избавились вдруг от половой дифференциации, женщины не стали вдруг свободны, покидая свой дом, крепко стоя на ногах, руки в карманах, не беспокоясь о том, как они выглядят без макияжа. Этого не произошло. Я мечтаю, чтобы в будущем это случилось, чтобы женщины имели те же человеческие права и свободы, что есть у мужчин: просто быть в мире, бежать по улице… Этого не произошло.

Итак, я искала журналы, в которых были бы изображения мужчин и женщин вместе, потому что меня всегда поражает, когда я вижу молодых людей, идущих по улице, когда они развлекаются вечером - необычная, садомазохистская, очевидная разница между тем, как выглядят женщины и мужчины. И очень сложно найти фотографии мужчин и женщин вместе в женских журналах, даже о знаменитостях, потому что все сфокусированы на женщинах. Не правда ли? Я нашла парочку - простите меня, если это не самые лучшие примеры - но это то, что у меня получилось найти. Кажется, это одна из "Спайс-Гёрлз".



Вы видите здесь разницу. Мужчина одет в свободный костюм, черные ботинки, и конечно, его рот закрыт. Женские рты должны быть открыты, чтобы проникать в них в любое время, и женские тела открыты, это очень заметно здесь. Вы должны восхищенно вздыхать около нее. Вы видите здесь, как сильно различается мужчина и женщина. У женщины, Спайс-Герл, открыто много тела, она на очень высоких каблуках, на которых ей наверняка очень больно, и так далее. И я думаю, что хотя она и знаменитость, это довольно хороший пример того, какими женщины хотят быть, как хотят выглядеть и на кого хотят походить, собираясь на вечеринку. Мы видим здесь садомазохистскую романтику. Мне кажется это необычным, но я думаю, что многие люди настолько принимают это как должное, что наверное даже не подумают о том, что это странно. Но я нахожу это странным: сейчас 2006 год, а происходят вот такие вещи. Женщинам больно, неудобно, они показывают свои тела, принимая участие в том, что я называю “сексуальной барщиной”. Как вы знаете, в прошлые века подневольные люди должны были бесплатно работать на хозяина; “сексуальная барщина” - это то, что вынуждены делать женщины, чтобы удовлетворять мужчин на улицах и везде, они вынуждены делать это со своими телами, чтобы иметь право (я рассуждаю в терминах равных возможностей) быть в офисах, иметь работу, быть в этом мире. Это компенсация, которую женщины вынуждены платить.

Еще пара примеров. Это Мадонна с мужем, заняты разговором.



Совершенно обычная картинка, ничего особенного, но мне она кажется странной. Туфли выглядят неудобными, ей приходится показывать свое тело, и я подозреваю, она побрила ноги, чтобы сделать это. И то, что она сделала с волосами и лицом, и выражение лица тоже очень важны, на них нам тоже нужно обратить внимание. Ее рот открыт - думаю, ее специально так сфотографировали. Справедливости ради замечу, его рот тоже немного приоткрыт, хорошо. Но я не думаю, что это потому, что он мечтает, чтобы в него проникли.

А здесь фотография одной женщины.



Я не нашла ее фото вместе с мужчиной. Она здесь сама по себе, но я также выбрала эту фотографию, потому что она кажется необычной. Хотела бы я посмотреть на мужчину в подобном костюме! Думаю, это было бы здорово. Почему мужчины не ходят в таком виде? Я имею в виду, у нас же равноправие, если уж на то пошло. Почему мужчины не выбирают делать это (потому что они говорят нам, женщинам, выбирать эти практики) [смех]. Ну, они не делают, и я думаю, разумно попросить мужчин здесь объяснить нам, почему они выбирают так не делать. Вот именно, это унизительно, это очень больно и неприятно. Поэтому они выбирают этого не делать.

Продолжение
Tags: гендерная социализация, женская телесность, контроль над внешним видом, матчасть, самосознание
Subscribe
promo femunity april 17, 2017 12:00
Buy for 10 000 tokens
Сообщество FemUnity в Dreamwidth Страница FemUnity в Facebook Страница FemUnity в Вконтакте Открытая группа FemUnity Club в Facebook Сообщество menspeak в Dreamwidth Группа menspeak в Facebook Страница "Женская сила" в Facebook Паблик ВК "Женская Сила" Библиотека…
Comments for this post were disabled by the author