moore_paradox (moore_paradox) wrote in femunity,
moore_paradox
moore_paradox
femunity

Categories:

Детективные сериалы и сексизм

Оригинал взят у moore_paradox в Детективные сериалы и сексизм

Моя подруга daria написала очень интересную и очень обширную статью. Первоначально опубликовано в паблике Body Positive (часть 1, часть 2)

Кто чаще всего является главным героем в детективе?
Я посмотрела 130 британских детективов и на основе их анализа написала эту статью. Каким образом я выбрала фильмы для исследования? Чтобы не быть пристрастной, я просто посмотрела всё, что было в русской озвучке в разделе "Британские детективные сериалы " на том сайте, откуда я обычно беру фильмы.
Мужчина (или напарники) является главным героем сериала в 60%. Во многих сериалах в этой категории активных персонажек вообще нет. Женщины появляются там как жертвы, любовницы, матери, жены, иногда как злодейки (в 90% это подружки/любовницы/жены злодея). Самым красочным примером является "Инспектор Ребус". Также сюда я отнесла сериалы, в которых могут появляться персонажки, участвующие в расследовании, но при этом все вертится вокруг главного героя — мужчины (напарников). Это могут быть: судмедэкспертка, появляющаяся на пару минут в кадре; полицейская ниже рангом, приносящая кофе или информацию - на кого зарегистрирован номер машины; женщина, заботящаяся о детективе, этакая миссис Хадсон. Примеры: "Вечный закон ", "Фортитьюд", "Винсет", "Дзен", "Шерлок", "Улица Потрошителя", "Убийства в Мидсомере".

Если вам кажется, что это не так страшно и что в зеркальной категории, где ГГ - женщина, дела обстоят аналогичным образом (много разных женщин и совсем мало мужчин), но, увы, это не так. Женщина (или напарницы) является героиней сериала всего в 12,3%. При этом часто она окружена лишь мужчинами, например: "Главный подозреваемый", "Женщина-констебль — 56", "Немой свидетель", "Безмолвие", "Вина".

В 23% в центре событий были женщина и мужчина, расследующие убийство: "Бродчерч - город, окутанный тайнами", "Парадокс", "Лобное место", "Туннель ". Однако часто отношения между ГГ из этой категории сложно назвать равноправными, распространен сюжет, когда зрелый мужчина в более высокой должности обучает новенькую молодую коллегу ("Инспектор Линли расследует", "Поле крови"). Эту ситуацию ухудшает то, что между ними появляется романтическая линия, в такой ситуации женщина оказывается в более уязвимом положении ("Инспектор Бэнкс", "Вне подозрений"). Зеркальная ситуация встречается только в одном из всех 130 сериалов — "Вера". В нем старшая инспекторка криминальной полиции Вера Стенхоуп делится опытом со своим молодым подчиненным Джо Эшуорт, между ними нет любовной линии. Также есть несколько сериалов, где женщина из команды зрелая, умная, начальница, но в этом случае ее "уравновешивают" большим количеством мужчин. Например, на суперинтендантку Сару Пулман из "Новые трюки" приходится 4 мужчин (3-ое подчиненных и начальник ), или Миссис Брэдли из одноименного сериала, с ее помощником, шофером и полицейскими, которые все мужчины. В эти 23% ,я также отнесла сериалы где расследование ведет смешанная команда ("Закон и Порядок: Англия", "Ферма тел").

Часть сериалов были без ярко выраженной главной героини (или героя), они составили — 4,7%. Примеры: "Пять дней", "Праздник мая", "Джулиан Фэллоуз расследует: Самые таинственные убийства".

Вы можете подумать, что такие проблемы с женскими персонажами возникли потому, что большинство из просмотренных мной сериалов были старыми, а сейчас все идет на лад. Однако из исследуемых детективов 50.3% сняты с 2010 по 2015, 31,7% с 2000 по 2009, 11,8% с 1990 по 1999, и только 6,2% с 1974 по 1990. Также вы можете рассмотреть диаграмму "Соотношение главных героинь и героев (ГГ) в британских детективных сериалах снятых с 2010 по 2015" и убедиться, что она не сильно отличается от диаграммы за весь временной диапазон.


Названия сериалов
Большинство названий, 50,4%, нейтральны ( "Код убийства", "На краю тьмы", "Вечный закон" ), и по ним нельзя определить ГГ женщина или мужчина. В 29,2% название сериала содержит мужское имя ("Отец Браун", "Закон Гарроу", "Судья Джон Дид"), при этом в центре сериала может быть как мужчина, так и команда ЖМ. И лишь 3% сериалов содержат женское имя ("Расследования Хэтти Уэйнтропп", "Мисс Марпл", "Миссис Брэдли"). 13.8% название сигнализирует нам, что ГГ сериала будет мужчина/ы ("Хороший коп", "Отец и сын", "Особо опасен") и в 0,7%, что женщина/ы ("Женщина-констебль — 56").


8 сексистских клише в детективных сериалах
Далее я буду упоминать не только британские, но и американские детективные сериалы, сравнивать их и использовать в качестве примеров.

1. Стандартизированная женщина
Одна из причин, по которой я выбрала британские сериалы для исследования - заблуждение в том, что там лучше обстоят дела с репрезентацией женщин по сравнению с американскими сериалами. На деле же оказалось, что все не так радужно.
Большинство героинь британских сериалов обладают более реалистичными пропорциями тела и относятся к различным возрастным группам. Женщины выглядят на свой возраст, а не на 25-30 лет. Их макияж, прическа в большинстве случаев такие, как если бы героиня делала их сама, а не команда визажист_ок и парикмахер_ок. Одежда более удобная и практичная, чем у американских персонажек.
К сожалению, в сериале "Крах", который многими считается феминистским, главная героиня совершенная и глянцевая, как в большинстве американских фильмов. Стелла Гибсон всегда с идеальной прической и профессиональным макияжем, ловит маньяка в непрактичной одежде (шпильки, юбка карандаш сковывающая движения).
Если репрезентацию женщин в британских сериалах сравнивать с представлением мужчин, то мы заметим, что среднестатистическая героиня белая, более худая и молодая, чем среднестатистический герой.
Очень бросается в глаза отсутствие цветных героинь, даже второстепенных и фоновых. В 130 детективах было всего 4 чернокожих героини ("Закон и Порядок: Англия", "Ферма тел", "Вера", "Праздник мая"), участвующих в расследовании, и 1 героиня с индийскими корнями ("Крах"), ни одна из них не была ГГ сериала. Не было женщин (не жертв) с азиатскими и арабскими корнями. В вопросе расового разнообразия в американских сериалах дела обстоят лучше, чем в британских.

2. Зависимости и ограничения
В 130 сериалах, просмотренных мной, ни один мужчина не сидел на диете, не посещал консультантку по похудению (Сара из "Новые трюки") и никого из них не называли толстым/жирным с целью оскорбить. На картинке 3 мы видим молодую журналистку Падди ("Поле крови"), она сидит на диете из одних яиц, и ее все время называют толстой, даже ее коллега журналист, который на фото рядом с ней.
Или вот пара примеров из США. У полицейской, начальницы отдела Бренды Джонсон ("Ищейка") нездоровые отношения со сладостями. В сериале показано, как конфета/пирожное выступает для нее в качестве награды, героиня повсюду делает заначки шоколадок, но при этом она то полностью ограничивает себя в употреблении сладкого, то срывается и поглощает его. В сериале "Тайны Лауры" делается акцент на том, что Лаура ест то, что хочет, ни в чем себе не отказывает, а также она носит более практичную одежду. Поэтому ее выставляют помешанной на еде, называют толстой и немодной. Героиню постоянно противопоставляют молодой, худой, модной Мередит. Так женщин искусственно стравливают и делают конкурентками. Но вернемся к пищевым привычкам Лауры, почему то, как они показаны, является проблемой. Окружающие уделяют этому слишком большое внимание, реагируют на это, как на что-то плохое. Мужчины в сериалах едят то, что хотят, и никто не выставляет это как сенсацию. Иногда в сериалах бывают мужчины-гурманы (Касл, Майкрофт из "Элементарно", Джерри из "Новые трюки"), и это всегда положительное качество.
Мужчины-полицейские в сериалах постоянно пьют: после работы, на работе, в гостях у свидетелей и подозреваемых. Они же непонятые идеалисты, хорошие копы, трудяги, борцы со злом. Но если так начинает вести себя женщина, это вдруг становится недопустимым (Кэролин Уорвик из "Шелка", Эрин Штраусс "Мыслить как Преступник").

3. Гений и посредственность
Мне кажется, это популярное клише поддерживает стереотип, что женщины трудолюбивые середнячки, любящие правила, а мужчины этакие непонятые гении, которым все их мудачество должно сходить с рук из-за их таланта. Создается впечатление, что женщина не может сама раскрыть ни одно дело без помощи клинического психолога ("Тугая струна"), фокусника ("Джонатан Крик") и даже самого Люцифера ("Люцифер").
Хотя есть сериалы, где "гений" помогает мужчинам в расследовании ("Числа", "Ганнибал"), все же большинство таких фильмов построены на паре "гений" + обычная женщина, даже если формально дело расследует команда ("Касл", "Менталист", "Читающий мысли", "Парадокс").
Один из подвидов этого тропа - мужчина с ментальными особенностями (или иными проблемами со здоровьем) и женщина, помогающая ему ("Элементарно", "Детектив Монк", "В погоне за тенями"). Я видела только один сериал, в котором за таким героем ухаживает мужчина, а не женщина — "Нейродетектив".
Единственными зеркальными примерами, известными мне, является шведский сериал "Мост" и его американская ("Мост") и британская ("Туннель") адаптации. Хотя вряд ли их можно назвать чистым зеркалом, ведь с полицейской с особенностями никто не носится, не ищет к ней особый подход. А обычного мужчину не отчитывают за то, что одаренная героиня нарушает правила ведения расследования, ведет себя по-хамски с жертвами, подозреваемыми, свидетелями. В то же время Кейт Беккет, Тереза Лисбон, Кэрол Джордан и Алекс Филдинг регулярно получают нагоняи из-за своих одаренных напарников ("Касл", "Менталист", "Тугая струна"). Также, вероятно, задумывался как зеркало сериал "Кости", но эта задумка полностью провалилась (смотрите следующий пункт).

4. Нормативная семья
Большие сериалы, которые не закрыли в середине, как правило, заканчиваются хеппи-эндом. И проблема в том, что он одинаков, отсутствует вариативность. К финалу все ГГ женаты, завели детей или беременны. Особенно печально, когда вначале сериала они коллеги по раскрытию преступлений, живут отдельной жизнью, а в конце их сводят вместе ("Менталист", "Леди-детектив мисс Фрайни Фишер", "Секретные материалы").
Чем вредно это клише:
- Тем что подтверждает стереотип, что женщина и мужчина не могут работать вместе просто так ("Кости", " Касл", "CSI: Место преступления:Лас-Вегас", "Инспектор Бэнкс", "Вне подозрений")
- Пропагандой брака и гетеронормативности. Счастливый конец = гетеросексуальная семья с детьми ("Ищейка","Числа").
Отдельно хотелось бы остановится на том, как этот троп сочетается с предыдущим. Пожалуй, самым ярким примером послужит Темперанс Бреннан из сериала "Кости". Она судебная антропологиня, имеющая 3 докторские степени, авторесса детективных романов, мастерка некоторых видов единоборств. В первых сезонах Темперанс сильная и независимая, имеющая на все свое мнение и умеющая его отстоять, предпочитающая долгим моногамным связям случайные для «удовлетворения биологических позывов». Но ее напарник агент Бут – типичный мужчина, который вероломно разрушает ее личные границы, раз за разом делая то, что она просит не делать; дегуманизирует ее, присваивая ей кличку "Кости" вместо имени; делает ее более социально удобной, ломая ее под себя. И вот спустя несколько сезонов она рожает ему дочку и они женятся, и бывшая ярая атеистка соглашается на крещение.
Вы можете возразить мне, что менять мнение со временем и находить компромиссы в отношениях - это нормально. Но почему тогда этого не делают киношные "гении"-мужчины с особенностями? Они всегда себе получают возлюбленную и спутницу жизни, которая заботится о них и подстраивается под них (жена Брайана Лейна из "Новые Трюки", Тереза из "Менталиста"). Например в сериале "Числа" есть 3 одаренных ученых активно участвующих в расследованиях: Ларри, Чарли и Амита. Хотя Амита талантливая матиматесса, одаренная ничуть не меньше ее коллег-мужчин, она социально адаптирована и идет на компромисы ради возлюбленного, Чарли. Ларри спит в системе канализацией, ест только белую еду, не пользуется мобильным, но это не мешает ему встречается с сотрудницей ФБР Мэган, он даже не думает что-то менять в своей жизни ради нее.
Такие сюжеты вносят свою лепту в формирование и поддержание женской гендерной социализации и мнения, что женщина должна быть удобной, меняться и идти на компромиссы, любить такого как есть, не ожидая в ответ отдачи.

5. Гетеронормативность и принудительная гетеросексуальность
В британских детективах, как и во многих других фильмах, есть сюжеты, в которых женщины, любящие женщин, либо мертвы, либо убийцы ("Пуаро Агаты Кристи", "Скотт и Бейли", "Леди-детектив мисс Фрайни Фишер"). Это демонизирует ЛБ женщин и намекает им, что с ними может случиться, если они предпочтут женщину мужчине. Согласно исследованию журналистки Riese, во всех ТВ сериалах (любых жанров) погибло 157 бисексуалок и лесбиянок, и лишь у 29 все окончилось хорошо. [1]
В 128 из 130 просмотренных мной детективах главные героини гетеросексуальны. Исключение составляют бисексуалки Анна Олдман ("Инспектор Клот" ) и Стелла Гибсон ("Крах"). Но можно ли считать их хорошей репрезентацией женщин любящих женщин?
"Инспектор Клот" — сатира, пародирующая шаблоны криминально-детективных сериалов. Одна из главных героинь, Анна, живет с женщиной, собирается сочетаться браком и удочерить ребенка, а затем влюбляется в мужчину-напарника и страдает по нему все следующие сезоны. Так как этот сериал высмеивает клише, в частности то, что в большинстве фильмов бисексуалки выбирают мужчин и выходят за них замуж (Энджела из "Кости"), мы не можем считать Анну хорошей репрезентацией женщин, любящих женщин.
Стелла могла бы стать хорошим примером, но на одну так и не сложившуюся связь с женщиной у нее приходится 3 сложившихся связи с мужчинами. Меня не покидает ощущение, что поцелуй с Рид Смит появился в качестве фансервиса, чтобы добавить пикантности, дать почву для фантазий.
Проблема не в том, что отдельно взятая героиня выбрала мужчину, а в том, что подавляющее большинство киношных бисексуалок выбирают мужчину и вступают с ним в брак (или погибают / попадают в тюрьму). Это, с одной стороны, влияет на бисексуалок, внушая им, что союз с мужчиной - это неизбежно и предпочтительно, а с другой - поддерживает бифобию среди лесбиянок ("би все одинаковые, би всегда нужен х*й ").
А теперь все 2 примера (на 130 сериалов) положительной и крохотной реперезентации женщин любящих женщин: Дени из "Краха" и платоническая любовь между двумя зрелыми женщинами из "Бродчерч - город, окутанный тайнами".

6. Неожиданная беременность и "чудесное" избавление
Если одна из главных героинь сериала - незамужняя, ориентированная на карьеру женщина лет 30, то однажды она узнает, что беременна. Беременность и роды не входят в ее планы, она записывается в клинику, чтобы сделать аборт. Затем героиня передумывает и решает вырастить ребенка одна, о чем и сообщает будущему отцу, который вмиг из типичного мудака превращается в прекрасного рыцаря и собирается позаботиться о них. Идиллия, радуга, розовые единороги и пропаганда чудесного появления лужайки при отказе от аборта. Однако в планы сценаристов рождение ребенка не входит, ведь ГГ тогда будет не одинокая карьеристка, а семейная женщина, поэтому у героини случается выкидыш, после которого прекрасный рыцарь растворяется в ночи ("Шелк", "Скотт и Бейли"). Мне кажется, это чудовищный, сильно триггерящий сюжетный ход, без которого можно было бы легко обойтись.
Иногда встречается более "легкая" версия этого сюжета. Героиня думает, что беременна, хочет сделать аборт, узнает, что это не так, и расстраивается, чувствует сожаление ("Тугая струна"). Это клише кричит зрительницам, не собирающимся рожать детей (пока или вообще): "Вы уверены в своем решении? Почему вы не сомневаетесь? Смотрите, эта супер-крутая женщина сомневается! Может, пора рожать, а то поздно будет? Не боишься упустить, что-то важное в жизни? Потом пожалеешь!".
Этот троп вносит свой вклад в стигматизацию аборта. Беременность в сериалах не заканчивается абортом. Финалом ее становится :
- рождение ребенка, если она долгожданная и зачастую даже если нет, когда героиня решает не делать аборт после размышлений / уговоров мужа/ священника ("Бродчерч");
- выкидыш ("Крах").
Когда героиня находится в фазе раздумий, часто появляется еще одна женщина, рассказывающая, что выбрала аборт, чтобы продолжить учебу/карьеру, а потом ее бросил возлюбленный, и теперь она одинокая, бесплодная и несчастная ("Шелк").
Единственный популярный сериал, известный мне, не детективный, где героиня делает аборт и это не стигматизируется — "Скандал".
В совокупности, все выше перечисленное транслирует женщинам мысль, что существует единственный вариант - оставить ребенка. Только вдумайтесь, выкидыш показывается лучшим вариантом чем аборт.

7. Ложь о насилии
В детективах часто встречается сюжет, в котором женщина заявляет об изнасиловании, а потом оказывается, что она все выдумала ("Закон и порядок. Специальный корпус", "Шелк", "Обмани меня"). Это вносит свой вклад в поддержку культуры изнасилования и создает впечатление, что многие женщины врут об этом.[2]
Также в фильмах встречается ситуация, когда женщины врут о домашнем насилии или побоях, чтобы потом убить мужчину якобы в рамках самообороны, или повесить на него преступление, или отомстить. Примеры: "Касл", "Кости", "Исчезнувшая", "Отчаянные домохозяйки" (и хотя последние 2 не детективные сериалы, я все равно упоминаю их, так как там показаны эталонные примеры этого тропа).
Такие сюжеты умаляют масштабы насилия в отношении женщин, мешают жертвам обращаться за помощью и говорить о проблеме, влияют на законодательство и судебные решения, т.к реальные женщины, которые при самообороне убивают агрессора и насильника, получают максимальные сроки. [3]

8. Семья как оправдание
Этот троп взаимосвязан с гетеронормативностью и нормативной семьей. В любом многосерийном детективе вы встретите его десятки раз. Выглядит это примерно так:
- Негодующий подозреваемый: "У меня жена и дети, я не мог этого совершить!"
- Партнерка подозреваемого: "Оставьте его в покое, он мой муж!"
- Родительница преступника: "Как мы будем жить без него!"
- Дочь: "Это мой папа, он не такой!"
Например, в сериале "Шелк" мать подает апелляцию по причине того, что она не сможет объяснить казнь своего сына его младшим сестрам.
По-моему, мысль, что подозреваемый не мог совершить преступление, так как он муж и отец, абсурдна. Так же, как и мнение, что преступника нельзя наказывать из сострадания к семье, ведь они будут без него страдать. Все насильники, убийцы, террористы - чьи-то родственники, сыновья, мужья, братья, дети, и это не является смягчающим обстоятельством.

Ссылки:
[3] Например, дело Татьяны Андреевой

Это не значит, что эти сериалы феминистские или в них нет недостатков с фем точки зрения.

➕ Фильмы с Героинями, которым однозначно стоит сказать ДА:
- "Код убийства" — 4 женщины раскрывают преступления.
- "Крах" — если вы феминистка, то, вероятно, и так наслышаны об этом сериале.
- "Секретный отдел" / "Отдел призраков" — один из моих любимых сериалов, считаю, что он может соревноваться с Крахом за звание феминисткого сериала, и ГГ там не такая глянцевая. Сериал тяжелый, поднимается тема торговли женщинами, сексизма, лесбофобии, корупции, расизма.
- "Поле крови" — сериал-адаптация новеллы писательницы Денис Мины про начинающую журналистку, живущую в Шотландии 1982 году.
- "Вина" - если вам нравится "Крах" и норвежское "Убийство", этот сериал для вас.
- "Жизнь преступления" - отличный сериал, очень интересно смотреть и анализировать с точки зрения феминизма.
- "Счастливая Долина" — качественный сериал средней тяжести.
- "Вера" — очень приятный сериал, с хорошей репрезентацией женщин.
- "Лобное место" - тяжелый неожиданный финал, вначале будет кусок с точки зрения мужчины полицейского, но вы не выключайте, т.к потом ГГ будет журналистка.
- "Женщина-констебль - 56" — сериал об одной из первых женщин-полицейских. Красиво снятый, глянцевый, похож на "Безумцы" и "Мастера Секса", но про полицию Англии середины 20 века.
- "Главный подозреваемый" - очень тяжелый сериал, о том, как в конце 20 века женщина полицейский сталкивается с ежедневным сексизмом. Тут, в отличие от предыдущего, все реалистичнее показано.
- "Скотт и Бейли" — 2 напарницы и их начальница, похож на современные американские сериалы, только одежда практичнее и объективации меньше.
- "Безмолвие" - очень тяжелый сериал про подростку с кохлеарным имплантом, которая стала свидетельницей преступления. Душераздирающий.
- "Немой свидетель" — для тех, кому понравился "Следствие по телу", но не такой красивый, глянцевый и современный.
- "Шелк" — нравится сериал "Хорошая жена", тогда обязательно посмотрите. Из минусов - ГГ адвокатесса защиты, и ей приходится защищать разных ужасных людей, в том числе и насильников.
- "Туннель" — адаптация шведского "Моста".
- "Миссис Брэдли" - приятный легкий сериал, про эмансипированную женщину начала 20 века расследующую убийства. Если вам понравился сериал про мисс Фишер, будите в восторге.

➕ Харизматичные женщины в возрасте расследуют:
- "Мисс Марпл"
- "Розмари и Тайм"
- "Расследования Хэтти Уэйнтропп"

➕ Хорошие фильмы с героинями, можно посмотреть, если все уже пересмотрели:
- "Черная работа"
- "Деликатное дело"
- "Смерть приходит в Пемберли" - если вы фанатка книг Джейн Остин и их экранизаций, смело смотрите, вам понравится. Если нет, то ничего особенного.

➕ Сериалы о смешанной команде:
- "Ферма тел" — похож на сериал "Кости", но без любовных линий между геро_инями.
- "Закон и Порядок: Англия" - если вам нравились американские сериалы этой группы, то и этот вас не разочарует. Очень сильная серия про изнасилование.

➕ Дела ведет пара МЖ, но сами фильмы средненькие, если уже все пересмотрели, можно и посмотреть:
- "Час" — если вы смотрели американский сериал Новости и вам понравилось, смотрите. Также подойдет для фанатов сериала "Безумцы".
- "Инспектор Клот" — сатира на детективные сериалы.
- "Парадокс" — полицейская и астрофизик
- "Вне подозрений" — 2 полицейских Ж и М, есть любовная линия
- "В погоне за тенями" — женщина из розыска пропавших и полицейский с ментальными особеностями
- "Инспектор Бэнкс" — 2 полицейских Ж и М, есть любовная линия
- "Инспектор Линли расследует" — 2 полицейских Ж и М
- "Джонатан Крик" — журналистка и фокусник, есть любовная линия
- "Земля убийств" — полицейский и дочь убитой женщины
- "Тугая струна" — полицейская и клинический психолог
"Праздник мая" - тут нет главной героини, и вообще ГГ, но очень любопытно с точки зрения феминизма, почему -объяснять не буду, иначе спойлер. Все немного приправлено мистикой и красиво снято.
Tags: инфографика, фем_критика
Subscribe
promo femunity april 17, 2017 12:00
Buy for 10 000 tokens
Сообщество FemUnity в Dreamwidth Страница FemUnity в Facebook Страница FemUnity в Вконтакте Открытая группа FemUnity Club в Facebook Сообщество menspeak в Dreamwidth Группа menspeak в Facebook Страница "Женская сила" в Facebook Паблик ВК "Женская Сила" Библиотека…
Comments for this post were disabled by the author